Меры поддержки отечественных судостроителей обсудили эксперты СоюзМаш в Госдуме

Меры поддержки отечественных судостроителей обсудили эксперты СоюзМаш в Госдуме
Меры поддержки отечественных судостроителей и развитие лизинговых схем в интересах отечественных производителей обсудили на совместном заседании Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России.

Предпринимаемые со стороны государства меры по поддержке отечественных корабелов, углубление процессов импортозамещения, диверсификации ОПК, дают свои положительные плоды, уверен первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. «Импорт судов, лодок и плавучих конструкций в прошлом году составил в стоимостном выражении 1647 млн. долларов. Тогда как годом ранее он был в объеме 3232 млн. долларов. Снижение в два раза», — сказал он, отметив, что российские судовладельцы по-прежнему пока предпочитают закупать танкеры и сухогрузы на иностранных верфях — большинство заказов размещается в Южной Корее, Китае и Финляндии.

Депутат сообщил о подготовленном законопроекте, направленном на стимулирование опережающего развития машиностроительных отраслей промышленности. Он предполагает возможность включения расходов на модернизацию основных средств, подготовку кадров, проведение НИОКР в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 для расчета подлежащей к уплате суммы налога на прибыль. Законопроект направлен на рассмотрение в правительство РФ.

«Для развития судостроения, мы, не отменяя конкуренции, должны защищать интересы российских производителей и поставщиков услуг на своей территории и в морских зонах, на которые распространяется российская юрисдикция, в том числе и в Арктической акватории»,— подчеркнул Гутенев.

По его словам, важнейшее направление — это развитие лизинговых схем в интересах отечественных производителей и привлечение для этого дополнительных ресурсов.

Председатель Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов также считает необходимым поддержать программу по лизингу судов различного класса. Он также предложил поддержать проект Федерального закона о внесении изменений в статью 34 Кодекса торгового мореплавания и направить соответствующее обращение в адрес Комитета ГосДумы по транспорту и строительству.

«Развитие гражданского, речного и морского флота является для нас своего рода вызовом. Без государственной поддержки нам было бы действительно не поднять строительство гражданских судов, особенно круизных типа „река-море“. И это будет влиять непосредственным образом на все, что мы будем делать, во всех сегментах развития: и атомного судостроения, и, конечно же, вопросов, касающихся обеспечения перевозки пассажиров по рекам между населенными пунктами, находящимися в речных бассейнах», — отметил он.

Заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Исачкин доложил об экономических аспектах реализации Сводного перспективного плана потребности в гражданских судах и морской технике на период до 2035 года и существующих мерах поддержки отрасли. В их числе: программа лизинга морских и речных судов; предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации ВЭБ.РФ — с 2009 по 2021 год на закупку гражданских судов, а также уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009—2021 года с российским лизинговыми компаниями. «На субсидии в федеральном бюджете на 2019 год и на планируемый период 2020—2021 годов предусмотрены бюджетные ассигнования: в 2019 год – 2,3 млрд рублей; 2020, 2021 и 2022 – 3,8 млрд рублей ежегодно», — сказал он на совместном заседании ГосДумы и СоюзМаш России.

Кроме того, представитель Минпромторга отметил предоставление судового утилизационного гранта (строительство новых гражданских судов взамен старых, сданных на утилизацию) — данная мера предусматривает бюджетные ассигнования в 2019 году — 0,3 млрд рублей, далее по 0,5 млрд ежегодно. Также появился новый вид государственной поддержки в виде предоставление субсидий судовладельцам на возмещение до 30% капитальных затрат при строительстве маломерных и среднетоннажных судов на отечественных верфях для рыболовства. «Проект постановления правительства разработан, проходит согласование. В 2020 году выделение средств в объеме 500 млн рублей, в 2021 и 22 по 200 млн. Предлагается осуществить путем перераспределения средств программы ГП-18», — пояснил Исачкин.

Он сообщил о ходе подготовки Минпромторгом проекта постановления правительства РФ (подзаконного акта) к проекту федерального закона № 769222-7 «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации», определяющего виды работ, которые планируется осуществлять исключительно с использованием судов, построенных на территории РФ.

Эксперты также обсудили участие сообщества в националньом проекте «Наука» и взаимодействия с Научно-образовательными центрами.

В заседании приняли участие представители судостроительной отрасли, в том числе: предприятий Объединенной сдуостроительной корпорации, группы компаний «Калашников», Объединенной двигателестроительной корпорации, ПАО «Совкомфлот», ООО «Росфлотсервис», ЦНИИ «Курс» и др.

mashportal.ru